Обитель Чёрной Королевы

Обитель Чёрной Королевы магический форум












Последние темы
» Магическое ясновидение.
Вчера в 14:37 автор Isabel

» Коли видити что таино...
Вчера в 14:32 автор Isabel

» Отворить глаза - да ясными их сотворить.
Вчера в 14:30 автор Isabel

» Яко шёпот внутряной слыхать.
Вчера в 14:26 автор Isabel

» Яко зреть худо,что на уме.
Вчера в 14:22 автор Isabel

» Отворить глаза - сотворина иная.
Вчера в 14:18 автор Isabel

» Яко очами ворона видать мир.
Вчера в 14:15 автор Isabel

» На ясновидение на погосте.
Вчера в 14:12 автор Isabel

» Яко мертвец знал,то и чародей познал.
Вчера в 14:09 автор Isabel

» Техника считывания мыслей.
Вчера в 14:06 автор Isabel

» Защита во время сканирования или гадания.
Вчера в 14:03 автор Isabel

» Рассорить влюбленных
Вт 19 Сен 2017 - 19:29 автор Lucie

» Наслать хворь
Вт 19 Сен 2017 - 19:26 автор Lucie

» Практический курс индивидуального обучения диагностики по фото.
Пн 18 Сен 2017 - 15:10 автор Isabel

» Запись в школу:"Работа с Родом".
Пн 18 Сен 2017 - 15:08 автор Isabel

» Проклятье(извод) на род.
Вс 17 Сен 2017 - 16:22 автор Solo

» Техника наложения проклятия.
Вс 17 Сен 2017 - 16:20 автор Solo

» Заговор против проклятия.
Вс 17 Сен 2017 - 16:18 автор Solo

»  ИСКУССТВО ЧЁРНАГО СЛОВА.
Вс 17 Сен 2017 - 16:16 автор Solo

» Снятие проклятья.
Вс 17 Сен 2017 - 16:14 автор Solo

» Коли проклятину снятии с человече надобно.
Вс 17 Сен 2017 - 16:11 автор Solo

» Снятие проклятия.
Вс 17 Сен 2017 - 16:09 автор Solo

» Серп Мары.
Вс 17 Сен 2017 - 16:06 автор Solo

» Защита от проклятий.
Вс 17 Сен 2017 - 16:01 автор Solo

» Три приема для самостоятельного избавления от проклятия.
Вс 17 Сен 2017 - 15:50 автор Solo

» Наведение проклятия старославянским способом.
Вс 17 Сен 2017 - 15:45 автор Solo

» Запись в школу:" Обучение диагностике по фото".
Вс 17 Сен 2017 - 15:40 автор Solo

» Как избавиться от проклятья подруги.
Вс 17 Сен 2017 - 15:35 автор Solo

» Чтобы человек высох и ослаб физически.
Вс 17 Сен 2017 - 15:27 автор Solo

» Защита от приворота "Зеркало".
Вс 17 Сен 2017 - 15:21 автор Solo

» Порчу да худо наслать.Заговоры.
Сб 16 Сен 2017 - 10:42 автор Svetlana S

» Dante. Порчельное дело на нищету и разорение.
Сб 16 Сен 2017 - 10:29 автор Svetlana S

» Снять негатив через кладбище
Сб 16 Сен 2017 - 10:13 автор Svetlana S

» Дискусcия на тему: "Снятия проклятий".
Пт 15 Сен 2017 - 21:54 автор Joka

» Ритуалы и западный буддизм.
Пт 15 Сен 2017 - 17:08 автор BlackQueen

» Ритуальные отношения с просветлёнными.
Пт 15 Сен 2017 - 16:43 автор BlackQueen

» Ритуальные отношения с существами сансары.
Пт 15 Сен 2017 - 16:39 автор BlackQueen

» Язык ритуала.
Пт 15 Сен 2017 - 16:34 автор BlackQueen

» Бессмертие на поле брани - Эпос Махабхарата.
Пт 15 Сен 2017 - 15:40 автор BlackQueen

» Махабхарата.
Пт 15 Сен 2017 - 15:31 автор BlackQueen

» Синтез индуизма: "Махабхарата" и "Бхагавад-Гита".
Пт 15 Сен 2017 - 15:17 автор BlackQueen

» Махабхарата.
Пт 15 Сен 2017 - 14:44 автор BlackQueen

» Великая Махабхарата о законах кармы.
Пт 15 Сен 2017 - 14:41 автор BlackQueen

» «Махабхарата» и «Рамаяна».
Пт 15 Сен 2017 - 14:32 автор BlackQueen

»  Скитания Пандавов.
Пт 15 Сен 2017 - 14:19 автор BlackQueen

» Махабхарата.Сказание о царе Парикшите.
Пт 15 Сен 2017 - 14:02 автор BlackQueen

» Набор в группу №3:"Тренировочная площадка для желающих самостоятельно диагностировать людей по фотографии."
Чт 14 Сен 2017 - 14:23 автор Katrina

» Индуистский пантеон: Брахма, Вишну, Шива.
Вт 12 Сен 2017 - 7:26 автор BlackQueen

» Шива.
Вт 12 Сен 2017 - 7:23 автор BlackQueen

» Шива.
Вт 12 Сен 2017 - 7:21 автор BlackQueen

» Шива и шакти.
Вт 12 Сен 2017 - 7:19 автор BlackQueen

» Тримурти – Брахма, Шива и Вишну.
Вт 12 Сен 2017 - 7:13 автор BlackQueen

» Великий Шива.
Вт 12 Сен 2017 - 7:11 автор BlackQueen

» Шива и Шанкарачарья.
Вт 12 Сен 2017 - 7:08 автор BlackQueen

» Шива или Вишну.
Вт 12 Сен 2017 - 7:06 автор BlackQueen

» Два Великих Бога ведийской эпохи: Рудра-Шива и Вишну.
Вт 12 Сен 2017 - 7:02 автор BlackQueen

» Бог Сома и напиток "не-смерти".
Вт 12 Сен 2017 - 6:57 автор BlackQueen

» Агни, пресвитер богов: жертвенный огонь, просвещение, интеллект.
Вт 12 Сен 2017 - 6:55 автор BlackQueen

» Индра, победитель и демиург.
Вт 12 Сен 2017 - 6:50 автор BlackQueen

» Змеи и Боги. Митра, Арьяман, Адити.
Вт 12 Сен 2017 - 6:44 автор BlackQueen

» Варуна: Царь вселенной и «колдун»; рита и майя.
Вт 12 Сен 2017 - 6:42 автор BlackQueen

» Варуна, первичное божество: дева и асуры.
Вт 12 Сен 2017 - 6:39 автор BlackQueen

» Арии в Индии.
Вт 12 Сен 2017 - 6:36 автор BlackQueen

» Сошествие в ад: Инанна и Думузи.
Вт 12 Сен 2017 - 6:22 автор BlackQueen

» "История начинается в Шумере…"
Вт 12 Сен 2017 - 6:14 автор BlackQueen

» Инициатическая структура ритуалов: посвящение (дикша), посвящение на царство (раджасуйя).
Вт 12 Сен 2017 - 6:07 автор BlackQueen

» Ритуал Завет крови.
Вт 12 Сен 2017 - 6:02 автор BlackQueen

» Маги Египта.
Вт 12 Сен 2017 - 5:58 автор BlackQueen

» Посвящение в маги и королевы-волшебницы.
Вт 12 Сен 2017 - 5:44 автор BlackQueen

» Привлечение домового.
Вт 12 Сен 2017 - 5:40 автор BlackQueen

» Вуду.
Вт 12 Сен 2017 - 5:30 автор BlackQueen

» Магия.
Вт 12 Сен 2017 - 5:18 автор BlackQueen

» Альфа-ритм и «волны Шумана».
Пн 11 Сен 2017 - 4:50 автор Vedma Kassandra

» Музыкальная терапия в эпоху Водолея.
Пн 11 Сен 2017 - 4:48 автор Vedma Kassandra

» Правила форума "Обитель Чёрной Королевы".
Сб 9 Сен 2017 - 22:16 автор Katrina

» Преобразование внутренней негативной энергии в Магическую Силу.
Пт 8 Сен 2017 - 11:52 автор kovaliena_ieliena

» Общение форумчан. Флудилка для всех.
Пн 28 Авг 2017 - 19:54 автор Joka

» Запись на практический курс по Обучению Любовной Магии и Магии Крови.
Сб 26 Авг 2017 - 13:23 автор Katrina

» Смерть в иудаизме.
Вт 15 Авг 2017 - 12:05 автор kovaliena_ieliena

» Заклинание силы предков.
Вт 15 Авг 2017 - 10:40 автор kovaliena_ieliena

» Реинкарнация.
Пн 14 Авг 2017 - 13:58 автор Katrina

» Древние религии.
Пн 14 Авг 2017 - 13:55 автор Katrina

» Смерть в буддизме.
Пн 14 Авг 2017 - 13:47 автор Katrina

» Смерть в исламе.
Пн 14 Авг 2017 - 13:45 автор Katrina

» Смерть в христианстве.
Пн 14 Авг 2017 - 13:42 автор Katrina

» Три поколения – взаимодействие энергетик.
Вс 13 Авг 2017 - 18:22 автор BlackQueen

» Обереги.
Вс 13 Авг 2017 - 16:48 автор BlackQueen

» Магия заговора.
Вс 13 Авг 2017 - 16:33 автор BlackQueen

» Поддержание энергетики рода.
Вс 13 Авг 2017 - 16:29 автор BlackQueen

» "Венец безбрачия".
Вс 13 Авг 2017 - 16:25 автор BlackQueen

Кто сейчас на форуме
Сейчас посетителей на форуме: 45, из них зарегистрированных: 1, скрытых: 0 и гостей: 44 :: 2 поисковых систем

Katrina

Больше всего посетителей (77) здесь было Чт 29 Дек 2016 - 18:32
наши форумы

BANAFRIT AruNa Эрешкигаль Bella donna


Вы не подключены. Войдите или зарегистрируйтесь

Культ Мокоши.

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз  Сообщение [Страница 1 из 1]

1 Культ Мокоши. в Пт 29 Июл 2016 - 11:19

Katrina

avatar
ВЕДЬМА, ADMIN
 ВЕДЬМА, ADMIN
Культ Мокоши.

 Мокошь является единственной отечественной богиней, о которой упоминает древнерусская летопись, что, безусловно, указывает на то, что ее культ был самым распространенным у восточных славян по сравнению с культами других богинь. Летопись лишь зафиксировала ее имя, однако она также неоднократно упоминается и в древнерусских поучениях против язычества. Так, «Слово Иоанна Златоуста о том, как поганые веровали идолам», говоря про языческие верования славян, констатирует у них наличие нескольких групп женских божеств: «И начата жрети молнии, и грому и солнцю и лунЬ. А друзии перуну, хоурсу, виламъ и мокоши, оупиремъ и берегинямъ, ихже нарицають три девять сестрениць...»Итак, из этого текста мы видим, что вместе с богиней Мокошью упоминаются вилы, лесные русалки в южнославянском фольклоре, и уже знакомые нам берегини. Показательно, что в то время как вилы и берегини упоминаются во множественном числе как определенный класс существ без какой-либо индивидуации, Мокошь всюду называется уже по имени и в единственном числе, что вновь указывает на то, что ее культ на Руси был наиболее развитым по сравнению с культами других сверъестественных женских персонажей. Как отметил Б. А. Рыбаков, она также была изображена и на Збручском идоле, занимая на нем главенствующее, как будет показано ниже, положение. «Слово св. Григория о том, како первое погани суще языци кланялись идоломъ» констатирует: «гЬмъ же _бгмъ требоу кладоуть и творять.и словеньскыи языкъ.виламъ и мокошьи.дивЪ.пероуноу. хърсоу.родоу и рожаници.оупиремь и берегынямъ» Далее «Слово» с горечью описывает современное ему положение дел: «нъ и ныня по оукраинамъ ихъ молятся проклятому богоу ихъ пероуноу хърсоу и мокоши и виламъ.нъ то творять акы отай.сего же не могутся лишити наченше въ поганьствЪ.даже и доселЪ». Еще более непримирим создатель «Слова некоего христолюбца и ревнителя по правой вере»: «И се крстыянинъ не мога терпЪти крстыянъ двоев^рно живущих вЪроюще в перуна и хорса и въ мокошь и в Сима и въ Рыла и въ волы (вилы) их же числом 30 сестрЪниць». Исповедальные вопросы также упоминают эту богиню: «Ли с плутала eci з бабами богомерьскыя бл уды, ли молилася еси вилам ли роду i роженицам, и перуну, и хурьсу, и мокоши, пила и ела. Три лЪта пос(ть) съ поклон...». О достаточно развитом ее почитании женщинами, причем из всех сословий, свидетельствует Московская синодальная рукопись XTV в.: «А се второе виламъ, и мокошЬ и да ище ся не на явЪ молять да отай призываюче идомольцЪ бабы. Тоже творят не токмо худии люде нъ и бгатых мужии жены». Другое поучение в качестве особо тяжких грехов называет следующие: «И къ иной вЪрЪ поганой приступата.и по кривЪмь прю дЪята.и учитися астрономии.и вЪровати в метание... и в мокошь». Итак, изучение астрономии соотносилось в глазах православия с верой в Мокошь, и оба эти страшных проступка приравнивались к переходу в иную веру. Еще в XVI веке в «Худыхъ сельскихъ номоконунцахъ» содержится вопрос «не ходила ли еси къ Мокоше?», что, по мнению Е.В. Аничкова, означало мокшить, то есть выпрашивать, заклинать, ворожить. Впоследствии слова мокош, мокуш в новгородских говорах обозначало нечистую силу или русалку, а в ярославских мокоша — «привидение». О былом статусе богини красноречиво напоминает и глагол мокшить в некоторых русских диалектах — «плача, выпрашивать что-либо» (твер., новг.), «навязчиво добиваться чего-либо, канючить» (новг.). При этом в ярославских говорах слово мокоша также обозначает «домовитого, хлопотливого человека», восходя, по всей видимости, к представлениям о трудолюбии богини.


_________________
Кабинет ведьмы Katrina

Sator arepo tenet opera rotas.
Вся работа великого сеятеля в его руках.

http://triquerta.forum2x2.net/

2 Re: Культ Мокоши. в Пт 29 Июл 2016 - 11:21

Katrina

avatar
ВЕДЬМА, ADMIN
 ВЕДЬМА, ADMIN
Таким образом, отечественные письменные источники упоминают Мокошь как единственное персонифицированное женское божество древнерусского язычества. Хоть упоминается она в них неоднократно, но данных о характере этой богини чрезвычайно мало и во всех древнерусских поучениях содержится лишь один фрагмент, хоть как-то индивидуализирующий ее: «Богыню сию же двоу творять и мокошь чтоуть и кылоу и малакыя иже есть роучьный блоудъ». В одном из списков XIV в. это место читается так: «бгиню сиюже дЬву вменяют i мокашь чтут i малакию велми почитают». Из этого отрывка, как кажется, вытекает связь Мокоши с блудом, что явно соотносится с общеантичными представлениями о Венере, богине и планете, как покровительнице любви. Подтверждают эту связь и данные языка — в говорах Подмосковья словом мокосья, образованным от имени рассматриваемой богини, обозначали женщину легкого поведения: «Таких у нас нимногъ быль и звали их или мокосьями или пътаскухъми». Кроме того, в Чехии известно в качестве ругательства диалектное слово mokes. У южных славян в посвященный Пятнице праздник производилась случка домашнего скота, а сербы верили, что от случки в этот день родится женское потомство. Следует отметить, что Мокошь имела общеславянский характер и, помимо восточных славян, была известна словенцам, у которых сохранилась сказка о колдунье Mokoska, и западным славянам, у которых зафиксированы топонимы типа «Мокошин верх» (чеш. Mokosin vrch), а также западно-лехитск. Mokositji Mococize Западно- славянские данные говорят о связи этого божества с водой: «Чехи почитали Мокошь божеством дождя и сырости и к нему прибегали с молитвами и жертвоприношениями во время большой засухи». Интересное наблюдение сделал иностранный ученый Э. Айхлер, отметивший, что два соседних урочища у западных славян носили названия Prohn и Muuks, в которых палеолингвист увидел искаженные имена Перуна и Мокоши. В этой связи интересно для нас известие англо-норманнского хрониста Ордерика Виталия, который под 1068 г. записал: «Лютичи не знали истинного Бога, но, опутанные сетями невежества, поклонялись Гводену, Туру и Фрее и другим ложным богам или скорее бесам». Автор выделил трех главных богов западных славян, обозначив их именами более привычных ему скандинавских богов. Гводен — это Один, верховный бог языческого пантеона викингов. Ему явно соответствует славянский «бог богов» Святовит. Тур — это громовержец Тор. Хоть мы и не можем с абсолютной точностью определить его западнославянский аналог, но у восточных славян им явно был громовержец Перун, известный также и полабским славянам. Фрея была богиней любви, которой посвящалась пятница, и это однозначно указывает на почитаемую как восточными, так и западными славянами Мокошь-Венеру, связь которой с пятницей будет показана ниже. Связь двух последних божеств прослеживается у западных славян довольно отчетливо: если пятница соотносилась с Мокошью, то четверг назывался полабскими славянами днем Перуна. С именем этой богини Г. Ильинский связывал русский топоним Мокошево в Череповецком уезде, селение Mokos в Польше и гору Mokosin в Чехии. А.Н. Афанасьев упоминал Мокошинский монастырь в Черниговской губ. Современные исследователи также отмечают достаточно широкое распространение связанных с этим божеством названий, отмечая их региональную приуроченность: «Уже сам факт распространения «мокошеобразных» имен преимущественно (точнее — в громадном большинстве случаев) на Севере России, а в пределах всего Севера — на Северо-Западе, т.е. там, где культ Мокоши держался наиболее полно, стойко и долго, а следы его практически сохраняются и в XX в., дает веские основания думать, что в основе многих современных топонимов типа Макуил-, Мокш- и под. лежал тот же элемент, что и в имени Мокоши. (...) Не останавливаясь здесь на отражениях имени Мокоши в топономастической сфере у южных славян... уместно отметить достаточную густоту соответствующих примеров у всех западных славян»463. Что касается южных славян, то Н. Чаусидас в своем докладе «Проблема славян- скогого патриархального культа и культовые места в Македонии» на Международном симпозиуме по славянскому язычеству в 1986 г. показал, что «богиня Мокош была особо почитаемой в рассматриваемом регионе и в христианское время ее место заняла в народном представлении богородица».


_________________
Кабинет ведьмы Katrina

Sator arepo tenet opera rotas.
Вся работа великого сеятеля в его руках.

http://triquerta.forum2x2.net/

3 Re: Культ Мокоши. в Пт 29 Июл 2016 - 11:23

Katrina

avatar
ВЕДЬМА, ADMIN
 ВЕДЬМА, ADMIN
Несмотря на все старания христианского духовенства стереть как у западных, так и восточных славян память об их исконных богах и богинях, память о Мокоше сохранилась на Руси почти до XX в. Вплоть до XIX века на севере бытовало представление о ней как «домовом в образе женщины с большой головой и длинными руками», прядущим по ночам в избе, и поверье запрещало оставлять неубранной кудель, а то «Мокоша опрядет». Еще в XIX в. Е.В. Барсов зафиксировал на севере Руси весьма показательное поверье, что Мокуша, «когда она не довольна, остригает немного волос у самих хозяев». Иногда она издавала звуки — щелкала веретеном по косяку двери. В Олонецкой губернии считали, что «Мокуша великим постом обходит дома и беспокоит прядущих женщин. Если пряхи дремлют, а веретено их вертится, то говорили, что за них прядет Мокуша». Появлялась она обычно ночью: «...когда все уснут, слышно, как урчит веретено — это Мокуша прядет шерсть; выходя же из избы, она так и щелкнет веретеном о брусок, о полати». Связана была эта богиня и с некоторыми другими хозяйственными работами. Так, при стрижке овец в ножницы клали по клоку шерсти в жертву Мокуше. Когда неостриженные овцы линяли, говорили: «Ой, Макуша стрижет овец». Г.С. Маслова отмечала: «Именем Мокоша в Череповецком уезде назывался дух в образе женщины (с большой головой и длинными руками), прядущей по ночам. Функции Мокоши в XIX в. очень ограничены по сравнению с предыдущими веками, и она из покровительницы превратилась в злобное существо». Возможно, отголоски ее связи с любовью отразились в поговорке, записанной В.И. Далем: «Бог не Макешь, чем-нибудь да потешит». Определенные данные о характере этой богини может дать и этимология Мокоши. Посколько Мокшей называется правый приток Оки, а одна из групп мордвы точно также называется мокшей, такие известные дореволюционные исследователи славянского язычества, как Н.М. Гальковский и Е.В. Аничков, вслед за П. Строевым предполагали финское происхождение имени славянской богини. Однако против финской гипотезы говорит как наличие данного имени у других славянских народов, которые явно не могли заимствовать его от мордвы, так и более детальное изучение финно-угорской мифологии: «Современные исследования дохристианских верований мордвы показали, что в ее пантеоне никакого божества под именем Мокошь не существовало. У мордвы, как и у марийцев, система топонимов обычно двучленна. Первая часть теонима обозначает ту или иную стихию природы, а вторая — женщину, мать (морд, и мар. ава)». Никаких следов Мокоши не было обнаружено и у других финно-угорских народов, что окончательно доказывает полную несостоятельность «финской» гипотезы. Однако это обстоятельство ни в коей мере не отменяет сделанного наблюдения о явной схожести имени славянской богини, притока Оки и самоназвания части мордвы и ставит перед исследователями вопрос, имеется ли между этими именами какая-либо действительная связь или это случайное созвучие. Л. Нидерле и филологи В.И. Даль и М. Фасмер выводили ее имя от славянского корня мок, мочить, мокрый. В качестве родственных слов Фасмер называет др.-инд. makhas — «богатый, благородный», также «демон», и греч. рахА.о£— «похотливый, буйный». По мнению Г. Ильинского, на связь с прядением указывала и этимология имени богини, родственной как русск. мошна, так и лит. maktyti — «плести», что свидетельствует о том, что Макошь имела отношение как к пряже, так и к «связыванию» вообще и «к связыванию половыми, брачными узами», в частности. Рассматривая имя этой богини как эпитет, Г. Ильинский отмечает, что «Mokosa первоначально была лишь эпитетом какой-то богини, которая на древнеславянском Олимпе играла роль покровительницы и полового совокупления и вообще брака. (...) Итак, основным смыслом слова Мокошь была «связывающая, сплетающая»472. Этот же исследователь предположил, что имя Сивы, одной из богинь полабских славян, надо читать как Шива, т.е. «швея». Л. Нидерле также считал Мокошь покровительницей брака подобно древнегреческой Афродите. По иному понимает эту этимологию Б.А. Рыбаков, которую, к тому же он трактует двояко. С одной стороны, он ее связывает со словом «къшь» или «кощь», обозначающим «жребий» или «судьбу». С другой стороны, этот же корень используется в словах, обозначающих различные емкости для зерна, что дало исследователю основание трактовать эту богиню как «мать урожая», а так же жизненных благ и изобилия . Н.Р. Гусева сопоставила ее имя с санскритским корнем тис- «освобождать, отпускать, покидать, выливать (позволять течь), умирать» и производным от него понятием meksha, имеющим значение «освобождение, развязывание, проливание, утекание, смерть». Исследовательница считала, что данные значения во многом перекликаются с функциями Мокоши, известными по славянской традиции: «Круг понятий, семантически связанных с корнем тис- охватывает в санскрите представления о ночи (moki «ночь», «освободительница»), и наименование сока растений, и самих растений (в том числе волокнистых, используемых для прядения, в частности хлопка)» . В.В. Иванов и В.Н. Топоров подвергли гипотезу Н.Р. Гусевой уничижающей критики, заклеймив ее как «элементарно безграмотную этимологию» (эту же характеристику они отнесли и к гипотезе Б.А. Рыбакова), которая должна быть отвергнута476. Следует признать, что с филологической точки зрения предложенные Н.Р. Гусевой параллели действительно далеко небезупречны, однако направление поисков ей было выбрано, на мой взгляд, верно. Со своей стороны укажу санск. moksha — «избавление», «освобождение» , которое гораздо точнее соответствует имени Мокошь, нежели корень тис-. Уже в Древней Индии это понятие воспринималось в отвлеченном плане, в том числе и как «окончательное спасение души», а одна из книг индийского эпоса «Махабхараты» носит название «Мокшадхарма», т.е. «основа освобождения». Ниже будет рассмотрено, насколько оправдано подобное сближение. Необходимо отметить, что предположение о связи имени славянской богини с данным санскритским термином является единственной гипотезой, объясняющей появление однокорневого названия у мордвы. Специально занимавшийся этим вопросом Н.Ф. Мокшин пришел к следующему выводу: «На наш взгляд, теоним Мокошь, санкскритский термин Moksha, гидроним и этноним Мокша так или иначе восходят к общему индоевропейскому источнику. (...) Среди индоевропейских гидронимов, воспринятых финно-уграми Поволжья, был, видимо, и гидроним Мокша, от которого уже значительно позже возник соответствующий этноним, обозначивший одну внутримордовскую этническую общность, расселенную в бассейне реки Мокши» . Данный вывод тем более обоснован, что название целой группы финно-угорских народов в этом регионе, таких как удмурты, мари и мордва, образовано от заимствованного ими индоевропейского корня тег-, ср. санск marta — «смертный человек»479, что свидетельствует о сильном индоиранском влиянии на них в древности.


_________________
Кабинет ведьмы Katrina

Sator arepo tenet opera rotas.
Вся работа великого сеятеля в его руках.

http://triquerta.forum2x2.net/

4 Re: Культ Мокоши. в Пт 29 Июл 2016 - 11:27

Katrina

avatar
ВЕДЬМА, ADMIN
 ВЕДЬМА, ADMIN
Таким образом, приведенные данные показывают, что Мокошь была связана с влагой вообще, реками в частности, являлась богиней любви, в ряде случаев ассоциировалась с верхом, имела отношение к прядению и стрижке овец и, что опирается лишь на трактовку Б. А. Рыбакова первого слова ее имени как ма-, была связана с урожаем и понятием судьбы. Поскольку образ Мокоши весьма тесно был связан как с водной стихией, так и с прядением, отметим, что семантическая связь между этими, казалось бы совершенно разнородными началами, возникла еще в индоевропейский период и отчетливо фиксируется на уровне языка. Так, например, русское слово волна одновременно обозначает как волну реки, так и волну шерсти; древнехеттскому названию реки Hulana в этом же языке соответствует hulana— «шерсть» и hulali — «веретено»; лит. vilna «шерсть» и многочисленные названия рек типа Vilnele, Vilnia. Следы этой древней семантической связи проявлялись и в зафиксированных сравнительно недавно различных обрядах, связанных с ткачеством: «Протянув нити основы в ниты, быстро отрезали узелок и бросали его в огонь или реку, чтобы также быстро ткалось, как горит или плывет узелок... Начиная ткать, отрезали несколько нитей с навоя и бросали их в ручей, чтобы работа так же быстро шла, как нити плывут по воде.. .» Помочь реконструировать образ этой славянской богини нам помогут данные народного православия, в котором восприятие одной святой удивительно перекликается с тем, что мы выяснили о Мокоше. Речь идет о св. Параскеве, в народе прозванной Пятницей. Согласно ее житию, она родилась в годы царствования императора Диоклетиана в малоазиатском городе Иконий в семье богатого сенатора и с ранней юности посвятила себя аскетической жизни. Родители будущей святой особо почитали день крестных страданий Христа— пятницу, потому и назвали родившуюся дочь Параскевой. Когда начались Диокле- тиановы гонение на христиан, Параскева была схвачена, претерпела жестокие мучения и была казнена именно в пятницу, подобно самому Христу. Хоть ее культ пришел на Русь из Византии, исследователи достаточно давно обратили внимание на некоторые особенности его распространения: «Как это ни странно, на почве самой Византии, т.е. если иметь в виду Константинополь и то, что с ним ближайшим образом было связано, культ Параскевы почти не встречается. Почитание Параскевы было распространено на периферии Византии: например, в славянских странах на Балканах — Болгарии и Македонии. (...) Характерно, что в Солуни церковь Параскевы построена (по преданию) на месте храма Венеры, т.е. той античной богини, по имени которой назван был пятый день недели...» Таким образом, вполне вероятно, что на Руси культ Пятницы появился уже отчасти славянизированным и это безусловно облегчало включение в него тех или иных элементов языческих верований. Как видим, собственно христианская традиция не дает никаких оснований связи этой святой с водой или пряжей. Об этом «двое- верном» персонаже исследователи сообщали следующее: «Св. Параскева (Пятница. — М.С.) считается покровительницей воды и имеет, по народному взгляду, особую близость к ней. На это верование указывают существующие в народе предания о том, что образ св. Параскевы чудесно является иногда на водах, на реке или колодце, вследствие чего вода приобрела особую силу. На этом основании и теперь нередко ставятся иконы св. Параскевы при источниках, над ключами и колодцами. Далее, она считается покровительницей, главной у простого народа, женской зимней работы — пряжи. Это видно из того, что в народе она носит название «льняницы», и со дня ее памяти, т.е. с 28 октября, повсюду обыкновенно начинают мять лен. Но главное в народных верованиях относительно св. Параскевы то, что она считается покровительницей соименного ей дня недели — пятницы и потому все поверья, какие существуют в народе насчет Пятницы, относятся и к лицу св. Параскевы». Этой «бабьей святой» еще в XIX веке приносили жертвы в виде бросаемой в колодец кудели. Сам этот обряд назывался «мокрида» и происходил от того же корня, что и имя древнерусской богини. С.В. Максимов отмечал, что в посвященные Пятнице колодцы верующие бросали не только деньги, но и разные изделия женского рукоделия, такие как сшитое белье в виде рубахи, полотенца, вычесанная льняная кудель или выпряденные готовые нитки, а также волна (овечья шерсть). Эти подношения подчас сопровождались возгласами «Угоднице на чулочки!» или «Матушке-Пятнице на передничек!». Тесная связь с прядением этой «двоеверной» святой является более чем показательной. Дело в том, что в апокрифическом «Протоевангелии Иакова» Богородица описывается как пряха. Цельс, известный античный критик христианства, так говорил о происхождении основателя этой религии: «Он родился в иудейской деревне от местной женщины, нищей пряхи.. .»Все это говорит о достаточно широком и весьма раннем распространении представления о матери Иисуса Христа как о пряхе. Как пряха она фигурирует и в некоторых русских заговорах. Однако тот факт, что, несмотря на это, с этим ремеслом в народном сознании оказалась в первую очередь связана не Богородица, а Параскева Пятница указывает на то, что в облике этой «двоеверной» святой было что-то, что оказалось сильнее традиции, идущей из первых веков христианства. В следующей главе будет подробнее показано значение прядения и ткачество в мифо-магической картине наших далеких предков, а пока отметим лишь то, что славянская традиция указывает на божественный образ изобретателя или изобретательницы данного ремесла: «По болгарскому поверью, прясть и ткать научил людей сам Господь. На Украине прялка считается за дар божий, врученный первой жене Еве»486. Кроме того, «болгары знают злату бабу, которая научила женщин прясть и ткать». Связь прядения с божественным началом отмечена и в русской поговорке «Баба точет (тчет), а Бог ей рубашку дает». Подобная поговорка существовала и в отношении девушек: «Девка прядет, а ей бог нитку дает». Однако весьма вероятно, что первоначально рубашку и нитку давали им не бог, а богиня. Поскольку этнографические материалы севера Руси XIX в. прямо указывают на связь Мокоши с прядением, а в ипостаси Пятницы эта же связь проявляется у нее в гораздо больших географических пределах, то, принимая во внимание и то обстоятельство, что древнерусское язычество не знает других персонифицированных богинь, мы вряд ли ошибемся, если предположим, что божественной изобретательницей прядения была именно Мокошь. Поскольку Мокошь, а затем и Параскева Пятница были связаны с прядением, то на связь этого ремесла с водой также указывают поверья о мокрухе. Согласно поверьям жителей севера Руси, это было существо женского пола, которое тоже пряло по ночам и оставляло мокрое место там, где сидела. Кроме того, на связь Мокоши и Пятницы указывает и одинаковые запреты на прядения, связываемые с обоими сверхъестественными персонажами.

Серяков М.Л.


_________________
Кабинет ведьмы Katrina

Sator arepo tenet opera rotas.
Вся работа великого сеятеля в его руках.

http://triquerta.forum2x2.net/

Спонсируемый контент

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу  Сообщение [Страница 1 из 1]

Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения