Обитель Чёрной Королевы

Обитель Чёрной Королевы эзотерический и магический форум












Последние темы
» Приглашение на мастер-класс:"Магия Остары-Весеннего Равноденствия. Обряды и ритуалы.Традиции и тенденции."
Сегодня в 17:39 автор datura

» Преобразование внутренней негативной энергии в Магическую Силу.
Сегодня в 10:02 автор natali379

»  Яд, любовь и сатанизм в тени короля-солнца.
Пт 23 Фев 2018 - 20:15 автор Katrina

» Тест: "Выберите символ - что он означает?"
Пт 23 Фев 2018 - 20:10 автор natali379

» Магический тест цвета.
Пт 23 Фев 2018 - 19:49 автор Katrina

» Рунические формулы для привлечения денег.
Пт 23 Фев 2018 - 13:02 автор natali379

» Тест: "Из какой чаши вы могли бы выпить?".
Пт 23 Фев 2018 - 7:49 автор natali379

» Тест: "Какая Вы Ведьма?"
Пт 23 Фев 2018 - 7:46 автор natali379

» Как найти свой тотем.
Чт 22 Фев 2018 - 0:22 автор Vedma Kassandra

» Как энергетически заземлиться.
Чт 22 Фев 2018 - 0:12 автор Vedma Kassandra

» Волшебный ритуал «Сорок волн».
Чт 22 Фев 2018 - 0:00 автор Vedma Kassandra

» Кофе - зелья.
Вт 20 Фев 2018 - 22:54 автор Katrina

» Магия кофе.
Вт 20 Фев 2018 - 22:33 автор Katrina

» Путь ведьмы против депрессии.
Вт 20 Фев 2018 - 21:12 автор Katrina

» Заклинание бессмертия и исцеления.
Пн 19 Фев 2018 - 21:15 автор Katrina

» Лунный магический календарь Ведьмы с 19.02.2018. по 25.02.2018.
Пн 19 Фев 2018 - 8:45 автор BlackQueen

» Семь целей Ведьм.
Вс 18 Фев 2018 - 8:55 автор Vedma Kassandra

» Семь ведьмовских рецептов красоты.
Сб 17 Фев 2018 - 20:27 автор Katrina

» О смерти.
Ср 14 Фев 2018 - 4:38 автор Vedma Kassandra

» Ритуал поминовения сожженных ведьм.
Ср 14 Фев 2018 - 4:34 автор Vedma Kassandra

» Провожаем ведьму в последний путь.
Ср 14 Фев 2018 - 4:28 автор Vedma Kassandra

» Викканский ритуал похорон.
Ср 14 Фев 2018 - 4:13 автор Vedma Kassandra

» Ведический погребальный гимн.
Ср 14 Фев 2018 - 4:08 автор Vedma Kassandra

» Викканская литургия на похоронах.
Ср 14 Фев 2018 - 4:03 автор Vedma Kassandra

» Молитва Умирающего.
Ср 14 Фев 2018 - 3:55 автор Vedma Kassandra

» Магия крови: нюансы, ошибки и предостережения.
Ср 14 Фев 2018 - 3:48 автор Vedma Kassandra

» Расклад для диагностики денежного канала.
Вт 13 Фев 2018 - 0:03 автор Vedma Kassandra

» Общение форумчан. Флудилка для всех.
Пн 12 Фев 2018 - 19:50 автор Alexandros

» Весеннее равноденствие.
Вс 11 Фев 2018 - 7:06 автор BlackQueen

»  Это не паранойя. Это - знание.
Вс 11 Фев 2018 - 7:03 автор BlackQueen

» Критерии различия.
Вс 11 Фев 2018 - 6:59 автор BlackQueen

» Практика: выявление дисбаланса.
Вс 11 Фев 2018 - 6:57 автор BlackQueen

» Весеннее равноденствие: балансировка действий.
Вс 11 Фев 2018 - 6:53 автор BlackQueen

»  Несколько законов магии.
Вс 11 Фев 2018 - 6:49 автор BlackQueen

» Карамерген. И о серьёзном.
Вс 11 Фев 2018 - 6:44 автор BlackQueen

» Правила ведьм.
Вс 11 Фев 2018 - 6:40 автор BlackQueen

»  Путь Ведьмы.
Вс 11 Фев 2018 - 6:38 автор BlackQueen

» Нет Нагваля-нет игры.
Вс 11 Фев 2018 - 6:33 автор BlackQueen

»  Обещанная разминка для ума.
Вс 11 Фев 2018 - 6:29 автор BlackQueen

»  There is something about stalking.
Вс 11 Фев 2018 - 6:27 автор BlackQueen

» Сойт. О ведьмах.
Вс 11 Фев 2018 - 6:25 автор BlackQueen

» Запишу-ка, может пригодиться.
Вс 11 Фев 2018 - 6:19 автор BlackQueen

» Отношение к "защите".
Вс 11 Фев 2018 - 6:15 автор BlackQueen

» Ведьмино ожерелье.
Вс 11 Фев 2018 - 5:56 автор BlackQueen

» Развитие чувствительности к энергии Ци.
Вс 11 Фев 2018 - 5:53 автор BlackQueen

» Очень по-существу.
Вс 11 Фев 2018 - 5:39 автор BlackQueen

» Диагностика порчи.
Вс 11 Фев 2018 - 5:31 автор BlackQueen

» Почему она не гадает мне прямо сейчас/сегодня/моментально?
Вс 11 Фев 2018 - 5:24 автор BlackQueen

» Основные ветви рунной магии.
Вс 11 Фев 2018 - 5:16 автор BlackQueen

» Бестиарий. Ламии.
Вс 11 Фев 2018 - 5:10 автор BlackQueen

» Барон Суббота.
Вс 11 Фев 2018 - 4:54 автор BlackQueen

» Бестиарий. Нахцерер.
Вс 11 Фев 2018 - 4:36 автор BlackQueen

» Бестиарий. Брукса.
Вс 11 Фев 2018 - 3:52 автор BlackQueen

» Очистка помещения от aingard.
Вс 11 Фев 2018 - 3:43 автор BlackQueen

» Став « Жрица».
Вс 11 Фев 2018 - 3:34 автор BlackQueen

» Значение рун в аспекте вопросов "да-нет".
Вс 11 Фев 2018 - 3:15 автор BlackQueen

»  Лунный магический календарь Ведьмы с 10.02.2018. по 18.02.2018.
Сб 10 Фев 2018 - 21:22 автор BlackQueen

» Гадания на день Святого Валентина.
Сб 10 Фев 2018 - 0:25 автор Katrina

» Викканская магия.
Пт 9 Фев 2018 - 23:14 автор Katrina

» Использование кошки или о некоторых аспектах в применении кошачьих для биорегуляции организма человека.
Чт 8 Фев 2018 - 23:04 автор Vedma Kassandra

» Кошачьи и приматы или об особенностях языка мимики и жестов как информационном коде кошачьих.
Чт 8 Фев 2018 - 22:53 автор Vedma Kassandra

» Вид с боков, снизу, сверху, спереди и сзади или к вопросу о фенотипическом многообразии кошачьих пород.
Чт 8 Фев 2018 - 22:34 автор Vedma Kassandra

» Он, она, оно или к вопросу о совместном проживании семейной пары и совместном воспитании подрастающего поколения.
Чт 8 Фев 2018 - 20:55 автор Vedma Kassandra

» Кошка как она есть или об анатомических и физиологических особенностях кошачьих.
Чт 8 Фев 2018 - 20:32 автор Vedma Kassandra

» Кошачьи мозги или о поведенческих особенностях кошачьих в связи с их проживанием внутри человеческой семьи.
Чт 8 Фев 2018 - 19:59 автор Vedma Kassandra

» Кошка - индикатор кармы.
Чт 8 Фев 2018 - 18:37 автор Vedma Kassandra

» Мир кошек.
Чт 8 Фев 2018 - 15:20 автор Vedma Kassandra

» Кошки.
Чт 8 Фев 2018 - 15:14 автор Vedma Kassandra

» Страсти по ведьмам в Килкенни.
Вт 6 Фев 2018 - 7:00 автор Katrina

» В Италии нашли останки ведьмы, прибитые гвоздями к земле.
Вт 6 Фев 2018 - 6:32 автор Katrina

» Последняя казненная ведьма: за что на самом деле осудили Анну Гельди?
Вт 6 Фев 2018 - 6:08 автор Katrina

» Магия, наркотики и интим: Как возник традиционный образ «ведьмы на метле».
Вт 6 Фев 2018 - 5:48 автор Katrina

» «Ведьмины весы»: как в эпоху Ренессанса отличали ведьму от благонравной дамы.
Вт 6 Фев 2018 - 5:23 автор Katrina

» Легко ли быть ведьмой, или какие услуги предлагали чародейки Древнего мира.
Вт 6 Фев 2018 - 5:03 автор Katrina

» Ведьма — существо странное...
Вт 6 Фев 2018 - 4:43 автор Katrina

» Мистика вокруг смерти ведьм и колдунов.
Вт 6 Фев 2018 - 4:29 автор Katrina

» Кто такие ведьмы?
Вт 6 Фев 2018 - 4:26 автор Katrina

» Притча о Ведьме.
Вт 6 Фев 2018 - 4:19 автор Katrina

» Японские ведьмы.
Вт 6 Фев 2018 - 4:15 автор Katrina

» Черные ведьмы. Ведьма поможет от сглаза.
Вт 6 Фев 2018 - 4:10 автор Katrina

» 13 способов, которые использовали люди для распознавания Ведьм.
Вт 6 Фев 2018 - 4:05 автор Katrina

» Кошка в средневековой христианской демонологии.
Вт 6 Фев 2018 - 3:57 автор Katrina

» Лунный магический календарь Ведьмы с 01.02.2018 по 09.02.2018.
Вт 6 Фев 2018 - 3:29 автор Katrina

»  Пять священных жидкостей для приношения: все, что вам нужно знать о жертвах Богу (ам).
Пн 5 Фев 2018 - 6:01 автор BlackQueen

» Магия растений
Вс 4 Фев 2018 - 0:18 автор Lucie

» Астрологический прогноз для Рыб на период Полнолуния и Лунного затмения (31 января - 2 февраля 2018 года)
Сб 3 Фев 2018 - 2:22 автор Lucie

» Астрологический прогноз для Водолея на период Полнолуния и Лунного затмения (31 января - 2 февраля 2018 года)
Сб 3 Фев 2018 - 2:13 автор Lucie

» Астрологический прогноз для Козерога на период Полнолуния и Лунного затмения (31 января - 2 февраля 2018 года)
Сб 3 Фев 2018 - 2:04 автор Lucie

» Астрологический прогноз для Стрельца на период Полнолуния и Лунного затмения (31 января - 2 февраля 2018 года)
Сб 3 Фев 2018 - 1:52 автор Lucie

» Астрологический прогноз для Скорпиона на период Полнолуния и Лунного затмения (31 января - 2 февраля 2018 года)
Сб 3 Фев 2018 - 1:46 автор Lucie

Кто сейчас на форуме
Сейчас посетителей на форуме: 35, из них зарегистрированных: 2, скрытых: 0 и гостей: 33 :: 2 поисковых систем

Alexandros, Katrina

Больше всего посетителей (83) здесь было Чт 30 Ноя 2017 - 11:39
наши форумы

BANAFRIT AruNa Эрешкигаль Bella donna



Вы не подключены. Войдите или зарегистрируйтесь

Демонология.

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз  Сообщение [Страница 1 из 1]

1 Демонология. в Пт 7 Июл 2017 - 12:01

BlackQueen

avatar
ВЕДЬМА, 3 admin
ВЕДЬМА, 3 admin
Демонология.

Наши сведения о древней языческой демонологии славян, помимо некоторых свидетельств из древних хроник, мы черпаем главным образом из двух источников:
1) из древней апологетической литературы, выступавшей против остатков язычества, и
2) из весьма многочисленных пережитков, которые в течение последнего столетия были обнаружены у всех славянских народов.

Приняв христианство в основном в IX и X веках, а кое-где еще позднее, славяне, естественно, сразу же добрыми христианами не стали. Древнеязыческие верования удерживались еще долго и упорно, так что церковь повсюду вынуждена была бороться как с ними, так и вообще с тем, что на Руси называлось «двоеверием». Мы располагаем несколькими ценными свидетельствами этого и на западе, и на юге, но больше всего они имеются в древней Руси XI–XIII веков — это различные «Слова», «Заповеди», «Поучения», «Жития» (не говоря уже о более поздних). Из этих источников мы можем узнать лучше всего, каким было язычество, его обряды и культы. Это исключительно ценные источники, собранные главным образом Е. В. Аничковым и В. Мансиккой, которым принадлежит и главная заслуга в определении их достоверности и древности.

Исключительное значение для восстановления картины древней языческой религии имеет также славянский фольклор, но, к сожалению, до сих пор нет работы, в которой содержался бы необходимый анализ фольклорного материала и выводы, что в этих материалах является древним, языческим, а что, например в культах, возникло позднее или пришло позднее со стороны. Тем не менее фольклорный материал дополняется упомянутыми выше источниками настолько весомо, что значительную часть современной славянской демонологии мы можем отнести к языческому периоду и дополнить ее древними источниками. Мы знаем, что и теперь народные верования остаются такими же, какими они были тысячу лет назад, а признав их общий древний характер, мы вправе и отдельные явления, случайно не нашедшие подтверждения в древнейших источниках, считать древними, языческими.

Оба упомянутых выше вида источников дают нам неограниченное количество свидетельств того, что славяне одухотворяли силы окружавшей их природы. Первым и наиболее древним является свидетельство Прокопия, источника столь важного для изучения славянской мифологии, что я в примечании привожу его in extenso. Свидетельство Прокопия показывает, что славяне, вторгшиеся в VI веке на Балканы, а это были славяне южные и восточные (анты), наряду с главным богом, о котором речь еще будет впереди, поклонялись лесным, водяным и другим демонам, приносили им жертвы и при этих жертвоприношениях гадали. Сообщение Прокопия, относящееся к VI веку, спустя несколько столетий подтвердил целый ряд источников, возникших на Руси, в Болгарии, Польше, Чехии и у балтийских славян, постоянно упоминающих, что славяне поклоняются камням и горам, источникам, озерам, кустам и деревьям, целым рощам, а также четвероногим зверям и птицам и, наконец, огню, звездам, месяцу и солнцу. Все это, будь то деревья, источники или горы, они чтили не потому, что это были предметы мертвой природы, а потому, что одухотворяли их. Славяне вкладывали в них представления о живых существах — духах, которых почитали и которых поэтому в случаях необходимости просили о помощи; их же они и благодарили и в то же время боялись, стараясь отвратить от себя их влияние.

Большинство этих демонов, как мне кажется, бесспорно относится к категории душ умерших предков[958], но наряду с ними имеется и ряд других демонов, которых к этой категории отнести нельзя, — их происхождение мы можем объяснить лишь непосредственно либо косвенно привнесенным анимизмом. К ним, в частности, относятся существа, олицетворяющие небесные тела и явления природы, например гром и молния, ветер, дождь и огонь. Я убежден, что солнце или молния своим действием вызывали в душе примитивного праславянина непосредственное представление о духе, выступающем в этих явлениях в качестве агента, соответственно духу в человеческом или животном теле, и что для создания такого представления не было необходимости первоначально связывать эти явления с верой в умершие души предков; во всяком случае, в славянской религии свидетельств этого не имеется.

Главная и наиболее многочисленная группа славянских демонов по своему происхождению это, несомненно, души предков, которые с течением времени из ближайшего окружения человека были перенесены в другие предназначенные им места и наделены определенными функциями. О том, что славяне верили в загробную жизнь души, мы знаем не только per analogiam с другими народами, но и непосредственно по ряду свидетельств древних источников и множеству сохранившихся до настоящего времени пережитков, связанных с древними верованиями. В пользу этого говорит весь сложный похоронный обряд, с основными чертами которого мы выше уже познакомились, затем сохранившиеся пережитки, проанализированные уже в новейшее время А. Фишером у славян, и в частности у поляков. Это принесение в жертву женщин, юношей, кошек и собак, обычай класть еду в могилу, тризна, а также ряд древних, сохранившихся по настоящее время поверий об уходе души из дому и возвращении ее обратно (вампиризм), об участии души в пиршествах и попойках в честь умерших предков, о приготовлении бани для предков и т. п. Помимо этого, под 1092 годом у чешского хрониста Козьмы Пражского (III, I) имеется ряд прямых указаний, относящихся к древнему периоду и касающихся веры в бессмертие души. О вере в загробную жизнь свидетельствуют также и древние славянские представления о нави и рае. Навь означает покойника и местопребывание умерших, а также и рай (соответствует греческ. ??????????), представление о котором как о месте обитания души умерших, по всей вероятности, существовало уже в языческий период[961].

Таким образом, хотя Титмар в XI веке и писал: «Sclavi, qui cum morte temporali omnia putant finiri» (I, 7), его суждение настолько противоречит самой сущности религиозного мировоззрения славян, что мы не можем считать его правильным и верно освещающим эту сторону язычества славян. Титмар, очевидно, хотел с точки зрения христианина сказать, что славяне не имели представления о христианском воскрешении и расплате за добрые и дурные поступки повседневной жизни, о чем, впрочем, говорит и начало его главы: «Ut nullus Christo fidelium de futura mortuorum resurrectione diffidat», которое и объясняет его последующее «Sclavi putant omnia finiri».


_________________
Кабинет ведьмы BlackQueen
 
Image and video hosting by TinyPicآشر

2 Re: Демонология. в Пт 7 Июл 2017 - 12:03

BlackQueen

avatar
ВЕДЬМА, 3 admin
ВЕДЬМА, 3 admin
Из этой веры в загробную жизнь возникла у славян и вера в загробное существование предков и связанное с этим их почитание (manismus). Этот культ также засвидетельствован, особенно у балтийских славян, большим количеством древних источников. В отношении чехов о нем свидетельствует записанная в начале XII века древняя легенда, в которой упоминается о пенатах, принесенных на своих плечах в предназначенную ему землю праотцом Чехом. Масуди вообще говорит о славянах (в основном, разумеется, о восточных), что они сжигают своих покойников и поклоняются им, а на Руси в XI–XII веках засвидетельствованы представления о духах предков, обитающих в жилищах (хороможитель), где им приготовлялась даже баня и разводился огонь, чтобы они могли обогреться. На Руси засвидетельствованы также переплуты, берегини, вурдалаки (волкулаки) и упыри; в Чехии XIII–XIV веков zmeky (драконы), sk?itky (домовые), dibliky (чертенята), mury (муры) и т. д. Все это дополняется большим количеством более поздних данных славянского фольклора начиная с XIV века и кончая XX веком о множестве мелких домашних и распространенных в природе духов-демонов, многочисленные имена и существование которых с древних времен хотя и не всегда засвидетельствовано, но которых мы все же можем смело допустить, так как они всегда являются лишь выражением дохристианского, языческого культа душ умерших предков. Мы, разумеется, не можем считать языческими все отдельные имена, под которыми известны в настоящее время домовые, лесные и водяные духи и которые меняются у различных славянских народов, так как изменение их наименования могло возникнуть лишь позднее. Однако основные связанные с ними представления, как бы эти демоны ни назывались, являются древними, языческими.

Среди этих мелких духов-демонов, которые обитали то в доме у очага или под порогом, то в лесу, в воде или в зерне, в древнее время, несомненно, существовали дедъ и баба, а кроме них, непосредственно засвидетельствованы также дивъ, хороможитель, домовой, леший, мора, вурдалак, упырь, злыден, дракон, полудница, чертенок, krzak, dehna, а также домовая змея, называвшаяся в России и Польше убоже. Чудовский список древнего слова Иоанна Хрисостома упоминает и о некоторых других представлениях русских, это Вела-богиня, ядрей, попутник, кутны бог, обилуха. Но более подробно мы о них ничего не знаем. К тому же список этот и дополнения к нему относятся уже к XVI веку.

Чаще же всего, уже с XI века, появляются берегини с переплутом, а затем русалки и вилы. Что представляли собой берегини, мы хорошо не знаем, скорее всего, это были родственные русалкам существа, обитавшие в воде. О переплуте же, за исключением того, что древние русские поучения часто запрещают приносить жертвы берегиням и переплуту и пить в их честь, мы вообще ничего не знаем. О русалках мы знаем больше. Русалки современного славянского фольклора, так же как и аналогичные мавки и навки, — это души умерших девушек. Обитают они в водах и на берегах, предаваясь веселью и танцам. К человеку они относятся недоброжелательно, и поэтому люди стремятся умилостивить их различными мелкими жертвоприношениями. Название русалка, несомненно, связано с названием античных празднеств роз, именовавшихся rosalia, pascha rosarum. Празднества эти проводились летом и были пронизаны вакхическими мотивами, сопровождались драматическими сценами. Несмотря на решительное сопротивление церкви, эти празднества перешли в христианскую эру и долго сохранялись среди народа под названием русалий. Известия о них имеются в России уже с XI века, и в более позднее время они засвидетельствованы и у других славян. Женские фигуры, выступающие на этих празднествах, очевидно, получили наименование русалок (русалка, множ. русалки), а отсюда это имя распространилось вообще на женские существа, являвшиеся персонификацией душ предков, и русалками, как это показал А. Н. Веселовский, стали называть души преждевременно умерших детей, девушек и незамужних женщин. Таким образом, славяне переняли русалии лишь в конце языческого периода. Когда возникли из них представления о русалках, мы не знаем, но, несомненно, это относится к более позднему периоду. Здесь, разумеется, как и в других подобных случаях, чужое наименование перешло на нечто уже до этого имевшееся у славян. Сошлюсь на приведенную выше цитату из Прокопия, в которой говорится о том, что славяне в VI веке поклонялись водяным нимфам. На этих нимф, славянского наименования которых мы не знаем (водяная девушка? вила? берегиня?), позднее перешло название русалка.

Более древними, чем русалки, являются по своему происхождению другие существа славянского фольклора, называемые вилы. Что вилы по своему происхождению представляют собой персонификацию душ умерших предков, уже не так очевидно. Имеются также различные категории вил: наряду с водяными вилами, подобными русалкам, имеются, в частности, вилы облаковые и вилы гор. Обычно принято считать, что представление о вилах возникло на Балканах, причем довольно поздно, и отсюда литературные источники распространили его среди восточных и западных славян; другими словами, славяне-язычники вил не знали. Более того, В. Мансикка, считая происхождение их тюрко-татарским, полагал, что и Балканы не являются их родиной. В общем верно, что теперь вилы принадлежат главным образом южнославянской народной традиции, что русскому народу они вообще не известны, а в западнославянской традиции известны плохо. Тем не менее остается фактом то, что вилы уже в древнейших славянских текстах как балканского, так и русского происхождения, а также в позднейших русских исповедальных книгахупоминаются наряду с переплутом, берегинями и упырем, причем среди существ, в которые верил народ, они названы с такой определенностью, что я никак не могу согласиться с мнением, что вилы в России существовали лишь в литературных источниках. Вилы засвидетельствованы также и на западе, у чехов, еще в XV веке, и трудно предполагать, что представления о них пришли с Балкан, особенно потому, что и до сих пор в Словакии удержалась традиция о том, что вилы являются олицетворением душ предков. Поэтому не исключено, что славяне-язычники уже знали вилы, и это тем более вероятно, что и название их на основании свойственного им характера существ, любящих страстные танцы, можно легко вывести из славянского языка. Слово «вила», очевидно, связано со славянским viliti — метаться, носиться в бурном и страстном танце, и с древнечешским vila — сумасшедший, безумный. Если же русский народ в настоящее время не знает вил, то, очевидно, представление о них было вытеснено другим, скорее всего, представлением о русалках, а древние вилы исчезли из фольклора так же, как исчезли переплут и берегини, вместе с которыми они упоминались. Поэтому я склонен полагать, что представление о вилах в славянской мифологии является скорее явлением древним. Возможно, они и являются теми нимфами (??????), о которых упоминает Прокопий.


_________________
Кабинет ведьмы BlackQueen
 
Image and video hosting by TinyPicآشر

3 Re: Демонология. в Пт 7 Июл 2017 - 12:05

BlackQueen

avatar
ВЕДЬМА, 3 admin
ВЕДЬМА, 3 admin
Наряду с вилами в природе имеется еще ряд подобных существ: всевозможные «дикие мужчины» и «дикие женщины» (различных наименовании которых очень много), обитающие в лесах, у дорог, в зерне, в воде, ветре, пламени, появляющиеся в определенное время дня (например, в полдень или вечером)и в соответствии с этим носящие различные названия. Трудно сказать, насколько все они являются непосредственной персонификацией душ умерших предков или же персонификацией сил природы. Существа, олицетворявшие у древних славян атмосферные явления: солнце, месяц, звезды, а также ветер, молнию и гром, я склонен считать скорее непосредственной персонификацией сил, в них заключавшихся и воздействовавших на человека. См. о них далее, в разделе о славянских богах. Таким весьма активным и непосредственно действующим на человека существом является также огонь, для персонификации которого не было надобности оживлять душу предка. Славяне почитали его как сына Сварога, молились ему, особенно русские, в овинах и разжигали священный «живой огонь» доисторическим способом — трением двух кусков дерева, как и теперь они это делают в особых случаях. Все же нельзя сказать, что славяне почитали огонь в такой же степени, как его почитали древние иранцы. И если некоторые арабские источники (Гардизи, Ибн-Русте, Персидский географ, Шукр-Аллах, Бакуфи, Абульфеда) говорят о славянах как о типичных огнепоклонниках[975], то это или ошибка, или же результат укоренившегося влияния иранской религии, но и в этом случае — только на востоке у русов.

В отличие от этого домашние гении, управлявшие судьбой человека, уже определенно являлись олицетворением душ предков. Разумеется, к славянам отчасти перешли и религиозные представления античного мира. Таковы сравнительно новые традиции о судичках и роденицах или сосницах, перекликающиеся с мифом о Парках, и традиции о персонифицированной судьбе, заменившей традицию античного фатума. Но наряду с ними у древних славян были и свои собственные демоны, возникшие из категории духов умерших предков, так называемые рожаницы или рожденицы, которые помогали при родах и оказывали влияние на дальнейшую судьбу новорожденного и которым, как об этом свидетельствует целый ряд русских поучений и толкований XI–XIII веков, приносились жертвы (в том числе и первые волосы ребенка) для того, чтобы они предрекли ребенку благоприятную судьбу. Неясно по своему происхождению и значению представление о роде, которого наряду с рожаницами часто упоминают указанные русские источники. Возможно, он облегчал роды.

Распространено было также и почитание зверей, но известий об этом очень мало. Мы знаем лишь, что много поверий было связано с петухом и курицей (причем эти поверья свои магические функции во многом сохранили по сегодняшний день) и что у балтийских славян главным богам Святовиту в Арконе и Сварожичу в Ретре были посвящены кони, которые сопровождали оракула. О почитании быка как символа плодородной силы можно лишь догадываться. О тотемизме у славян, то есть о почитании славянами в качестве тотема определенных зверей, достоверных известий не имеется. Интересно, однако, что несколько древних славянских племен имели наименования, производимые от названий животных (Vlci, Vraan, Suzlov, Reregov), и что во многих местностях почитался предок рода в образе змеи, жившей под порогом жилища или под очагом.

Любор Нидерле.


_________________
Кабинет ведьмы BlackQueen
 
Image and video hosting by TinyPicآشر

Спонсируемый контент

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу  Сообщение [Страница 1 из 1]

Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения