Что можно, а что нельзя делать,пока покойный лежит в доме.
Венки, предназначающиеся покойному, нельзя вносить в дома (квартиры) соседей — иначе они последуют за покойным. В день похорон нельзя снимать с дома, где умер человек, двери и уносить их на ремонт. След за похоронной процессией надо замести веником — чтобы смерть не нашла дорогу назад в тот дом, где жил покойный. Я, Раокриом, был свидетелем случая, который произошел в 1984 году в Киеве на улице Кургановская, дом 3. И венки вносились в квартиры соседей, и дверь сняли с подъезда на ремонт перед выносом гроба, и замести забыли. В результате в ближайшие двое суток в доме умерло еще три человека. Жильцы дома очень испугались. История эта уже обросла подробностями и стала популярной фольклорной легендой.
Пока покойник лежит в доме, бросали в кадку с водой для питья нож, чтобы ночью не напился воды из этой кадки. В течение этого времени не давали взаймы чего-либо из продуктов, не давали никому огня из дома. В доме не открывали ни окон, ни дверей. Если умирал хозяин или хозяйка, то все двери и выходы завязывали красным шнурком или ниткой, чтобы хозяйство «не пошло» за хозяином. Кроме того, родные покойника три дня после похорон не должны посещать стройки. Об этом своих родственников предупреждали все, кто прошел через клиническую смерть. Если во время поминального обеда упадет что-то со стола, то поднять упавшее считается большим грехом. В Белоруссии считается, что все то, что упало со стола, берут себе так называемые «закладные» или неприкаянные покойники. Естественно, нельзя забирать у них пищу назад — для самого опасно. Упавшие куски надо вынести и положить на природе. После похорон по три ночи кряду зажигают в доме, где лежал покойник, восковую свечу, кладут два хлеба и два яблока, ставят кружку воды или по рюмке водки на каждом огне для души усопшего, чтобы покойник мог приходить в свой дом и есть в течение трех дней. Умерших детей хоронят подпоясанными, чтобы они могли собирать за пазуху плоды с райских деревьев. Слезы, если их проливают над умирающим, мешают его спокойному уходу и заставляют умирать «трудно». О тех, кто поддается безудержной скорби в таких обстоятельствах, говорят, что они «приплакивают умирающего назад». Им предрекают в будущем расплату за такой эгоизм — они потеряют речь или слух, или другой дар, или их постигнет какое-либо иное несчастье. Колдуны, как полагают, умирают всегда в страшных мучениях, так что раньше в деревнях, бывало, разбирали крышу в доме, чтобы облегчить его душе расставание с телом. После смерти колдун не давал покоя до тех пор, пока его, подобно утопленникам, не пригвождали к земле осиновым колом. В доме, где лежит покойник, завешивают зеркала для предупреждения возможности. Если человек умер, то вспоминают какое-либо необычное событие, природное явление, потерю (во сне или наяву), предшествующие смерти: «Недаром цветок не вовремя расцвел», «Недаром кура петухом кричала» и т.п.
Венки, предназначающиеся покойному, нельзя вносить в дома (квартиры) соседей — иначе они последуют за покойным. В день похорон нельзя снимать с дома, где умер человек, двери и уносить их на ремонт. След за похоронной процессией надо замести веником — чтобы смерть не нашла дорогу назад в тот дом, где жил покойный. Я, Раокриом, был свидетелем случая, который произошел в 1984 году в Киеве на улице Кургановская, дом 3. И венки вносились в квартиры соседей, и дверь сняли с подъезда на ремонт перед выносом гроба, и замести забыли. В результате в ближайшие двое суток в доме умерло еще три человека. Жильцы дома очень испугались. История эта уже обросла подробностями и стала популярной фольклорной легендой.
Пока покойник лежит в доме, бросали в кадку с водой для питья нож, чтобы ночью не напился воды из этой кадки. В течение этого времени не давали взаймы чего-либо из продуктов, не давали никому огня из дома. В доме не открывали ни окон, ни дверей. Если умирал хозяин или хозяйка, то все двери и выходы завязывали красным шнурком или ниткой, чтобы хозяйство «не пошло» за хозяином. Кроме того, родные покойника три дня после похорон не должны посещать стройки. Об этом своих родственников предупреждали все, кто прошел через клиническую смерть. Если во время поминального обеда упадет что-то со стола, то поднять упавшее считается большим грехом. В Белоруссии считается, что все то, что упало со стола, берут себе так называемые «закладные» или неприкаянные покойники. Естественно, нельзя забирать у них пищу назад — для самого опасно. Упавшие куски надо вынести и положить на природе. После похорон по три ночи кряду зажигают в доме, где лежал покойник, восковую свечу, кладут два хлеба и два яблока, ставят кружку воды или по рюмке водки на каждом огне для души усопшего, чтобы покойник мог приходить в свой дом и есть в течение трех дней. Умерших детей хоронят подпоясанными, чтобы они могли собирать за пазуху плоды с райских деревьев. Слезы, если их проливают над умирающим, мешают его спокойному уходу и заставляют умирать «трудно». О тех, кто поддается безудержной скорби в таких обстоятельствах, говорят, что они «приплакивают умирающего назад». Им предрекают в будущем расплату за такой эгоизм — они потеряют речь или слух, или другой дар, или их постигнет какое-либо иное несчастье. Колдуны, как полагают, умирают всегда в страшных мучениях, так что раньше в деревнях, бывало, разбирали крышу в доме, чтобы облегчить его душе расставание с телом. После смерти колдун не давал покоя до тех пор, пока его, подобно утопленникам, не пригвождали к земле осиновым колом. В доме, где лежит покойник, завешивают зеркала для предупреждения возможности. Если человек умер, то вспоминают какое-либо необычное событие, природное явление, потерю (во сне или наяву), предшествующие смерти: «Недаром цветок не вовремя расцвел», «Недаром кура петухом кричала» и т.п.