Обитель Чёрной Королевы
Обитель Чёрной Королевы

Обитель Чёрной Королевы эзотерический и магический форум









Шумерская мифология. Sa3_211
Последние темы
» Астрологический прогноз с 21.06. по 27.06.2021 года.
Шумерская мифология. EmptyПн 21 Июн 2021 - 5:16 автор Katrina

» Астрологически важные дни в июне, о которых следует знать.
Шумерская мифология. EmptyПн 21 Июн 2021 - 3:22 автор Katrina

» Боги и Богини.
Шумерская мифология. EmptyПн 21 Июн 2021 - 2:36 автор Katrina

» Общий Исторический Обзор, Мифология и Предания.
Шумерская мифология. EmptyПн 21 Июн 2021 - 2:30 автор Katrina

» Древние Места.
Шумерская мифология. EmptyВс 20 Июн 2021 - 7:44 автор Katrina

» Летнее Солнцестояние - Середина Лета.
Шумерская мифология. EmptyВс 20 Июн 2021 - 7:42 автор Katrina

» Астрологический прогноз с 07. 06. по 13. 06. 2021 года.
Шумерская мифология. EmptyЧт 10 Июн 2021 - 21:54 автор Katrina

» Еврейская традиция.
Шумерская мифология. EmptyВс 6 Июн 2021 - 1:07 автор Katrina

» Ламашту.
Шумерская мифология. EmptyВс 6 Июн 2021 - 0:57 автор Katrina

» Лилит в Шумере и Месопотамии.
Шумерская мифология. EmptyВс 6 Июн 2021 - 0:42 автор Katrina

» Астрологический прогноз с 31. 05. по 06. 06. 2021 года.
Шумерская мифология. EmptyПн 31 Май 2021 - 5:21 автор Katrina

»  Астрологический прогноз с 24. 05. по 30. 05. 2021 года.
Шумерская мифология. EmptyПн 24 Май 2021 - 4:10 автор Katrina

» Спасение кошки Альбины!
Шумерская мифология. EmptyСб 22 Май 2021 - 22:24 автор Katrina

» Бастет: 9 способов работы с Египетской Богиней Кошек.
Шумерская мифология. EmptyСб 22 Май 2021 - 22:07 автор Katrina

» Алтарь Гекаты.
Шумерская мифология. EmptyСб 22 Май 2021 - 21:58 автор Katrina

» Четыре затмения - ваш эмоциональный ландшафт (информация для Овнов в 2021 году).
Шумерская мифология. EmptyСб 22 Май 2021 - 18:57 автор Katrina

» Сороковник родовой крови.
Шумерская мифология. EmptyЧт 20 Май 2021 - 18:17 автор Naama

» Магическое Применение Ромашки.
Шумерская мифология. EmptyСр 19 Май 2021 - 18:07 автор BlackQueen

» Магическое Применение Кошачьей Мяты.
Шумерская мифология. EmptyСр 19 Май 2021 - 17:54 автор BlackQueen

» В поисках своей группы (информация для Овнов в 2021 году).
Шумерская мифология. EmptyВт 18 Май 2021 - 0:51 автор Katrina

» Астрологический прогноз с 17. 05. по 23. 05. 2021 года.
Шумерская мифология. EmptyПн 17 Май 2021 - 0:24 автор Katrina

» Магическое применение Базилика.
Шумерская мифология. EmptyВс 16 Май 2021 - 1:19 автор BlackQueen

» Магическое применение Яблоневого Цвета.
Шумерская мифология. EmptyВс 16 Май 2021 - 1:01 автор BlackQueen

» Астрологический прогноз с 10.05. по 16.05. 2021 года.
Шумерская мифология. EmptyЧт 13 Май 2021 - 17:39 автор Katrina

» Магия месяцев года.
Шумерская мифология. EmptyСр 12 Май 2021 - 21:49 автор Lucie

» Астрологический прогноз с 03.05. по 09.05.2021 года.
Шумерская мифология. EmptyВс 2 Май 2021 - 23:51 автор Katrina

» Астрологически важные дни в мае, о которых следует знать.
Шумерская мифология. EmptyСб 1 Май 2021 - 19:00 автор Katrina

» Заклинание Белтейна «Посадка фасоли»  для проявления и изобилия.
Шумерская мифология. EmptyСб 1 Май 2021 - 13:18 автор Katrina

» Заклинание Солнца и Цитрина для Энергии и Очищения.
Шумерская мифология. EmptyСб 1 Май 2021 - 13:06 автор Katrina

» Быстродействующее заклинание любовных трав.
Шумерская мифология. EmptyСб 1 Май 2021 - 2:02 автор Katrina

» Любовное заклинание «Двое как одна свеча».
Шумерская мифология. EmptyСб 1 Май 2021 - 1:58 автор Katrina

» Астрологический прогноз с 26.04. по 02.05.2021 года.
Шумерская мифология. EmptyПт 30 Апр 2021 - 16:49 автор Katrina

» Саббаты.
Шумерская мифология. EmptyВт 6 Апр 2021 - 0:59 автор Katrina

» Колесо Года.
Шумерская мифология. EmptyВт 6 Апр 2021 - 0:22 автор Katrina

» Кратко о многом.
Шумерская мифология. EmptyПн 5 Апр 2021 - 23:59 автор Katrina

» Астрологически важные дни в апреле 2021 года, о которых следует знать.
Шумерская мифология. EmptyПн 5 Апр 2021 - 18:34 автор Katrina

» Астрологический прогноз с 5.04. по 11.04.2021 года.
Шумерская мифология. EmptyПн 5 Апр 2021 - 0:02 автор Katrina

» Значит, Виккане поклоняются природе?
Шумерская мифология. EmptyПт 2 Апр 2021 - 17:44 автор Katrina

» Во что верят Виккане?
Шумерская мифология. EmptyПт 2 Апр 2021 - 17:39 автор Katrina

» Разлучить Любовников.
Шумерская мифология. EmptyЧт 1 Апр 2021 - 15:44 автор Katrina

» Как снять Воздействие Проклятия Лимона. (Снять Проклятие).
Шумерская мифология. EmptyЧт 1 Апр 2021 - 15:32 автор Katrina

» Астрологический прогноз с 29.03 по 04.04.2021 года.
Шумерская мифология. EmptyСр 31 Мар 2021 - 3:08 автор Katrina

» Астрологический прогноз с 22.03 по 28.03.2021 года.
Шумерская мифология. EmptyПн 22 Мар 2021 - 0:37 автор Katrina

» Астрологический прогноз на воскресенье 21 марта 2021 года.
Шумерская мифология. EmptyВс 21 Мар 2021 - 2:42 автор Katrina

» Астрологический прогноз на субботу 20 марта 2021 года.
Шумерская мифология. EmptyСб 20 Мар 2021 - 1:43 автор Katrina

» Подношения на Остару.
Шумерская мифология. EmptyПт 19 Мар 2021 - 1:37 автор Katrina

» Краткий призыв для работы с Богом на Остару.
Шумерская мифология. EmptyПт 19 Мар 2021 - 1:36 автор Katrina

» Обращение к Богине на Остару.
Шумерская мифология. EmptyПт 19 Мар 2021 - 1:34 автор Katrina

» Молитва Богине о помощи в новых начинаниях.
Шумерская мифология. EmptyПт 19 Мар 2021 - 1:32 автор Katrina

» Молитва Богу и Богине, чтобы сбалансировать вашу жизнь.
Шумерская мифология. EmptyПт 19 Мар 2021 - 1:29 автор Katrina

» Молитвы и Обращения.
Шумерская мифология. EmptyПт 19 Мар 2021 - 1:26 автор Katrina

» Астрологический прогноз на пятницу 19 марта 2021 года.
Шумерская мифология. EmptyПт 19 Мар 2021 - 1:12 автор Katrina

» Астрологический прогноз на четверг, 18 марта 2021 года.
Шумерская мифология. EmptyПт 19 Мар 2021 - 1:09 автор Katrina

» Астрологически важные дни в марте 2021 года, о которых следует знать.
Шумерская мифология. EmptyСр 17 Мар 2021 - 15:32 автор Katrina

» Астрологически важные дни в феврале 2021 года , о которых следует знать.
Шумерская мифология. EmptyСр 17 Мар 2021 - 15:28 автор Katrina

» Астрологически важные дни в январе 2021 года, о которых следует знать.
Шумерская мифология. EmptyСр 17 Мар 2021 - 15:20 автор Katrina

» Астрологический прогноз на среду 17 марта 2021 года.
Шумерская мифология. EmptyСр 17 Мар 2021 - 3:10 автор Katrina

» Астрологический прогноз на 16 марта 2021 года.
Шумерская мифология. EmptyВт 16 Мар 2021 - 2:49 автор Katrina

» Сигил Белиала (для гадания).
Шумерская мифология. EmptyЧт 11 Мар 2021 - 19:39 автор BlackQueen

» Благовоние из Белладонны.
Шумерская мифология. EmptyПн 1 Мар 2021 - 22:31 автор Katrina

» Магические Чернила из ягод Белладонны.
Шумерская мифология. EmptyПн 1 Мар 2021 - 22:22 автор Katrina

» Открытие новым возможностям.
Шумерская мифология. EmptyВт 2 Фев 2021 - 1:14 автор Katrina

» Молитва об исцелении разума, сердца или души.
Шумерская мифология. EmptyВт 2 Фев 2021 - 1:09 автор Katrina

» Молитва об исцелении тела.
Шумерская мифология. EmptyВт 2 Фев 2021 - 1:05 автор Katrina

» Молитва к Богу Ганеше.
Шумерская мифология. EmptyВт 2 Фев 2021 - 0:59 автор Katrina

» Калликанцарос.
Шумерская мифология. EmptyВс 3 Янв 2021 - 4:50 автор Katrina

» Темные Духи Очага и Дома.
Шумерская мифология. EmptyВс 3 Янв 2021 - 4:44 автор Katrina

» Новогодние ритуалы и намерения на 2021 год.
Шумерская мифология. EmptyЧт 31 Дек 2020 - 17:14 автор Katrina

» Заклинание Ожирения.
Шумерская мифология. EmptyВс 27 Дек 2020 - 5:43 автор Ashera

» Заклинание Депрессии.
Шумерская мифология. EmptyВс 27 Дек 2020 - 5:36 автор Ashera

» Проклятие Ночного Кошмара.
Шумерская мифология. EmptyВс 27 Дек 2020 - 5:04 автор Ashera

» Геката: 13 Способов Взаимодействия с Богиней Колдовства.
Шумерская мифология. EmptyВт 24 Ноя 2020 - 17:20 автор Katrina

» Масла и Магический Процесс.
Шумерская мифология. EmptyВт 10 Ноя 2020 - 16:55 автор Katrina

» Эволюция Магических Масел.
Шумерская мифология. EmptyВт 10 Ноя 2020 - 16:47 автор Katrina

» Современное Возрождение.
Шумерская мифология. EmptyВт 10 Ноя 2020 - 16:40 автор Katrina

» Масла в Древних Духовных Традициях.
Шумерская мифология. EmptyВт 10 Ноя 2020 - 16:32 автор Katrina

» Преобразующая Сила Аромата.
Шумерская мифология. EmptyВт 10 Ноя 2020 - 16:20 автор Katrina

» Живица и Ладан.
Шумерская мифология. EmptyСр 14 Окт 2020 - 17:38 автор Vedma Kassandra

» Полнолуние в Овне - 01 октября 2020.
Шумерская мифология. EmptyЧт 1 Окт 2020 - 22:46 автор Katrina

» Ритуал, помогающий найти работу.
Шумерская мифология. EmptyВс 27 Сен 2020 - 8:22 автор BlackQueen

» Ритуал с чёрным перцем на избавление от проблем.
Шумерская мифология. EmptyВс 27 Сен 2020 - 8:17 автор BlackQueen

» Влияние фаз Луны на Магию Свечей.
Шумерская мифология. EmptyВс 27 Сен 2020 - 8:12 автор BlackQueen

» Простая диагностика свечей.
Шумерская мифология. EmptyВс 27 Сен 2020 - 8:09 автор BlackQueen

»  Ведьмин чай от Ирины Аветисян.
Шумерская мифология. EmptyВс 27 Сен 2020 - 8:06 автор BlackQueen

» Колдовская бутылка - Оберег.
Шумерская мифология. EmptyВс 27 Сен 2020 - 7:59 автор BlackQueen

» Обряд на похудение.
Шумерская мифология. EmptyВс 27 Сен 2020 - 7:47 автор BlackQueen

» Ритуал для похудения.
Шумерская мифология. EmptyВс 27 Сен 2020 - 7:41 автор BlackQueen

» Как похудеть во сне: простой обряд похудения.
Шумерская мифология. EmptyВс 27 Сен 2020 - 7:35 автор BlackQueen

» Лилит, Богиня Ночи: 13 способов работы с ее неистовой энергией.
Шумерская мифология. EmptyЧт 24 Сен 2020 - 21:28 автор Katrina

» Новолуние в Деве - 17 сентября 2020 года.
Шумерская мифология. EmptyПт 18 Сен 2020 - 16:39 автор Katrina

Кто сейчас на форуме
Сейчас посетителей на форуме: 38, из них зарегистрированных: 0, скрытых: 0 и гостей: 38 :: 2 поисковых систем

Нет

Больше всего посетителей (497) здесь было Сб 28 Дек 2019 - 5:10
наши форумы

BANAFRIT AruNa Эрешкигаль Bella donnaSuccubus
Наши форумы на других языках

Відьомська ОселяDark Queen

Шумерская мифология. Sa_5_211

Шумерская мифология. Sa_1_411 Шумерская мифология. Sa_2_111

La Lune

Шумерская мифология. Sa_4_111


Вы не подключены. Войдите или зарегистрируйтесь

Шумерская мифология.

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз  Сообщение [Страница 1 из 1]

1Шумерская мифология. Empty Шумерская мифология. Пт 12 Авг 2016 - 4:06

Vedma Kassandra

Vedma Kassandra
ВЕДЬМА - медиум, модератор
ВЕДЬМА -  медиум, модератор
Шумерская мифология.

Шумерийцы — племена неизвестного происхождения, в конце IV тысячелетия до нашей эры освоили долину Тигра и Евфрата и образовали первые в Двуречье города-государства. Шумерский период истории Двуречья охватывает около полутора тысяч лет, он завершается в конце III — начале II тысячелетия до нашей эры так называемой династией города Ура и династиями Исина и Ларсы, из которых последняя была уже только частично шумерской. Ко времени образования первых шумерских городов-государств, видимо, сформировалось представление об антропоморфном божестве. Божества — покровители общины являлись в первую очередь олицетворением творящих и производящих сил природы, с которыми соединяются представления о власти военного вождя племени-общины, совмещающейся (сначала нерегулярно) с функциями верховного жреца. Из первых письменных источников (самые ранние пиктографические тексты так называемого периода Урук III — Джемдет-Наср датируются концом IV — началом III тысячелетия) известны имена (или символы) богов Инанны, Энлиля и других божеств, а со времени так называемого периода Абу-Салябиха (поселения близ Ниппура) и Фары (Шуруппака), то есть с 27-26 веков — теофорные имена и наиболее древний список богов. Самые ранние собственно мифологические литературные тексты — гимны богам, списки пословиц, изложение некоторых мифов (например, об Энлиле) восходят также к периоду Фары и происходят из раскопок Фары и Абу-Салябиха. От времени правления лагашского правителя Гудеи (около 22 столетия до нашей эры) дошли строительные надписи, дающие важный материал, касающийся культа и мифологии (описание обновления главного храма города Лагаш Энинну — «храма пятидесяти» для Нингирсу, бога-покровителя города). Но главная масса шумерских текстов мифологического содержания (литературных, учебных, собственно мифологических и других, так или иначе связанных с мифом) относится к концу III — началу II тысячелетия до нашей эры, к так называемому старовавилонскому периоду — времени, когда шумерский язык уже вымирал, но вавилонская традиция еще сохранила систему преподавания на этом языке.
Таким образом, ко времени появления письменности в Двуречье (конец IV тысячелетия до нашей эры) здесь зафиксирована определенная система мифологических представлений. Но в каждом городе-государстве сохранялись свои божества и герои, циклы мифов и своя жреческая традиция. До конца III тысячелетия не было единого систематизированного пантеона, хотя имелось несколько общешумерских божеств: Энлиль, «владыка воздуха», «царь богов и людей», бог города Ниппур, центра древнейшего шумерского племенного союза; Энки, владыка подземных пресных вод и мирового океана (позднее и божество мудрости), главный бог города Эреду, древнейшего культурного центра Шумера; Ан, бог неба, и Инанна, богиня войны и плотской любви, божества города Урук, Наина, лунный бог, почитавшийся в Уре; бог-воитель Нингирсу, чтившийся в Лагаше (этот бог позднее отождествлялся с лагашским Нинуртой), и другие божества. Древнейший список богов из Фары (около 26 столетия до нашей эры) выделяет шесть верховных богов раннешумерского пантеона: Энлиль, Ану, Инанна, Энки, Нанна и солнечный бог Уту. Древние шумерские божества, в том числе и астральные боги, сохраняли функцию божества плодородия, которое мыслилось как бог-покровитель отдельной общины. Один из наиболее типичных образов — образ богини-матери (в иконографии с ней иногда связывают изображения женщины с ребенком на руках), которая почиталась под разными именами: Дамгальнуна, Нинхурсаг, Нинмах, Нинту, Мама, Мами. Аккадские варианты образа богини-матери — Белетили («владычица богов»), та же Мами (имеющая в аккадских текстах эпитет «помогающая при родах») и Аруру — создательница людей в ассирийских и нововавилонских мифах, а в эпосе о Гильгамеше — «дикого» человека (первочеловека) Энкиду. Не исключено, что с образом богини-матери связаны и богини-покровительницы городов: так, шумерские богини Bay и Гатумдуг также носят эпитеты «мать», «мать всех городов». В мифах о богах плодородия прослеживается тесная связь мифа с культом. В культовых песнях из Ура говорится о любви жрицы «лукур» (одна из значительных жреческих категорий) к царю Шу-Суэну и подчеркивается священный и официальный характер их соединения. Гимны обожествленным царям III династии Ура и I династии Исина также показывают, что между царем (одновременно и верховным жрецом «эном») и верховной жрицей ежегодно совершался обряд священного брака, в котором царь представлял воплощение бога-пастуха Думузи, а жрица — богини Инанны.
Содержание произведений (составляющих единый цикл «Инанна-Думузи») включает в себя мотивы ухаживания и свадьбы героев-богов, нисхождения богини в подземное царство («страну без возврата») и замену её героем, гибели героя и плача по нему и возвращения героя на землю. Все произведения цикла оказываются преддверием драмы-действа, составлявшей основу ритуала и образно воплощавшей метафору «жизнь — смерть — жизнь». Многочисленность вариантов мифа, равно как и образов уходящих (гибнущих) и возвращающихся божеств (каким в данном случае выступает Думузи), связана, как и в случае с богиней-матерью, с разъединённостью шумерских общин и с самой метафорой «жизнь — смерть — жизнь», всё время меняющей свой облик, но постоянной и неизменной в своём обновлении. Более специфична идея замены, лейтмотивом проходящая через все мифы, связанные со спуском в подземное царство. В мифе об Энлиле и Нинлиль в роли умирающего (уходящего) и воскресающего (возвращающегося) божества выступает покровитель общины Ниппура владыка воздуха Энлиль, силой овладевший Нинлиль, изгнанный за это богами в подземный мир, но сумевший его покинуть, оставив вместо себя, жены и сына «заместителей». По форме требование «за голову — голову» выглядит юридической уловкой, попыткой обойти закон, незыблемый для любого, кто вошёл в «страну без возврата». Но в нём звучит и идея некоего равновесия, стремления к гармонии между миром живых и мёртвых. В аккадском тексте о нисхождении Иштар (соответствует шумерской Инанне), равно как и в аккадском же эпосе об Эрре, боге чумы, эта идея сформулирована более отчетливо: Иштар перед воротами «страны без возврата» грозится в случае, если ее не впустят, «выпустить мертвецов, поедающих живых», и тогда «более живых умножатся мертвые», и угроза действует. Мифы, имеющие отношение к культу плодородия, дают сведения о представлениях шумерийцев о подземном царстве. О местонахождении подземного царства (шумер. Кур, Кигаль, Эден, Иригаль, Арали, вторичное название — кур-нуги, «страна без возврата»; аккадские параллели к этим терминам — эрцету, церу) четкого представления нет. Туда не только спускаются, но и «проваливаются»; границей подземного царства служит подземная река, через которую переправляет перевозчик. Попадающие в преисподнюю проходят через семь ворот подземного мира, где их встречает главный привратник Нети. Участь мертвых под землей тяжела. Хлеб их горек (иногда это нечистоты), вода солона (питьем могут служить и помои). Подземный мир темен, полон пыли, его обитатели, «как птицы, одеты одеждою крыльев». Представления о «ниве душ» нет, как нет и сведений о суде мёртвых, где судили бы по поведению в жизни и по правилам морали. Сносной жизни (чистой питьевой воды, покоя) удостаиваются души, по которым был исполнен погребальный обряд и принесены жертвы, а также павшие в бою и многодетные. Судьи подземного мира, ануннаки, сидящие перед Эрешкигаль, владычицей подземного царства, выносят только смертные приговоры. Имена мертвых заносит в свою таблицу женщина-писец подземного царства Гештинанна (у аккадцев — Белетцери). В числе предков — жителей подземного мира — многие легендарные герои и исторические деятели, например Гильгамеш, бог Сумукан, основатель III династии Ура Ур-Намму. Непогребенные души мертвых возвращаются на землю и приносят беду, погребенные переправляются через «реку, которая отделяет от людей» и является границей между миром живых и миром мертвых. Реку пересекает лодка с перевозчиком подземного мира Ур-Шанаби или демоном Хумут-Табалом.
Собственно космогонические шумерские мифы неизвестны. В тексте «Гильгамеш, Энкиду и подземный мир» говорится, что некие события происходили в то время, «когда небеса отделились от земли, когда Ану забрал себе небо, а Энлиль землю, когда Эрешкигаль подарили Куру». В мифе о мотыге и топоре говорится, что землю от небес отделил Энлиль, миф о Лахар и Ашнан, богинях скота и зерна, описывает еще слитное состояние земли и небес («гора небес и земли»), которым, по всей видимости, ведал бог Ану. Миф «Энки и Нинхурсаг» рассказывает об острове Тильмун как о первозданном рае. О сотворении людей дошло несколько мифов, но полностью самостоятелен из них лишь один — об Энки и Нинмах. Энки и Нинмах лепят человека из глины Абзу, подземного мирового океана, и привлекают к процессу создания богиню Намму — «мать, давшую жизнь всем богам». Цель создания человека — трудиться на богов: обрабатывать землю, пасти скот, собирать плоды, кормить богов своими жертвами. Когда человек изготовлен, боги определяют ему судьбу и устраивают по этому случаю пир. На пиру захмелевшие Энки и Нинмах начинают снова лепить людей, но у них получаются уроды: женщина, неспособная рожать, существо, лишенное пола, и т. д. В мифе о богинях скота и зерна необходимость создания человека объясняется тем, что появившиеся до него боги ануннаки не умеют вести никакого хозяйства. Неоднократно проскальзывает представление, что раньше люди росли под землей, как трава. В мифе о мотыге Энлиль проделывает мотыгой дыру в земле и оттуда выходят люди. Этот же мотив звучит во введении к гимну городу Эреду. Много мифов посвящено созданию и рождению богов. Широко представлены в шумерской мифологии культурные герои. Творцами-демиургами выступают в основном Энлиль и Энки. Согласно разным текстам богиня Нинкаси — зачинательница пивоварения, богиня Утту — ткацкого ремесла, Энлиль — создатель колеса, зерна; садоводство — изобретение садовника Шукалитудды. Некий архаический царь Энмедуранки объявляется изобретателем разных форм предсказания будущего, в том числе предсказаний при помощи излияния масла. Изобретатель арфы — некий Нингаль-Папригаль, эпические герои Энмеркар и Гильгамеш — создатели градостроения, а Энмеркар — еще и письменности.
Эсхатологическая линия отражена в мифах о потопе и о гневе Инанны. В шумерской мифологии сохранилось крайне мало рассказов о борьбе богов с чудовищами, уничтожении стихийных сил и т. д. (известно только два таких сказания — о борьбе бога Нинурты со злым демоном Асагом и о борьбе богини Инанны с чудовищем Эбих). Такие сражения в большинстве случаев - удел героической личности, обожествлённого царя, тогда как большинство деяний богов связано с их ролью божеств плодородия (наиболее архаичный момент) и носителей культуры (наиболее поздний момент). Функциональной амбивалентности образа соответствует внешняя характеристика персонажей: эти всесильные, всемогущие боги, творцы всего живого на земле, злы, грубы, жестоки, их решения часто объясняются капризами, пьянством, распущенностью, в их облике могут быть подчеркнуты бытовые непривлекательные черты (грязь под ногтями, выкрашенными в красный цвет, у Энки, растрепанные волосы Эрешкигаль и т. д.). Разнообразна и степень активности и пассивности каждого божества. Так, наиболее живыми оказываются Инанна, Энки, Нинхурсаг, Думузи, некоторые второстепенные божества. Самый пассивный бог — «отец богов» Ану. Образы Энки, Инанны и отчасти Энлиля сопоставимы с образами богов-демиургов, «носителей культуры», в чьих характеристиках подчеркиваются элементы комизма, богами первобытных культов, живущими на земле, среди людей, чей культ и вытесняет культ «высшего существа». Но при этом никаких следов «теомахии» — борьбы старых и новых поколений богов - в шумерской мифологии не обнаружено. Один канонический текст старовавилонского времени начинается с перечисления пятидесяти пар богов, предшествовавших Ану: их имена образованы по схеме: «владыка (владычица) того-то». Среди них назван один из древнейших, судя по некоторым данным, богов Энмешарра («господин всех тайных сил Мэ»). Из источника еще более позднего времени (новоассирийского заклинания I тысячелетия до нашей эры) следует, что Энмешарра — «тот, кто передал Ану и Энлилю скипетр и господство». В шумерской мифологии это божество хтоническое, но нет никаких свидетельств, что в подземное царство Энмешарра был низвергнут насильственно. Из героических сказаний до нас дошли только сказания урукского цикла. Героями сказаний являются три правивших последовательно царя Урука: Энмеркар, сын Мескингашера, легендарного основателя I династии Урука (27-26 века до нашей эры; по преданию, династия вела свое начало от бога солнца Уту, чьим сыном считался Мескингашер); Лугальбанда, четвертый правитель династии, отец (а возможно, родовой бог) Гильгамеша, наиболее популярного героя шумерской и аккадской литературы.
Единой для произведений урукского цикла внешней линией является тема связей Урука с окружающим миром и мотив странствия героев. Тема путешествия героя в чужеземную страну и испытание его моральной и физической силы в соединении с мотивами волшебных даров и волшебного помощника не только показывает степень мифологизации произведения, составленного как героико-исторический памятник, но позволяет вскрыть и стадиально ранние мотивы, связанные с обрядами инициации. Связь этих мотивов в произведениях, последовательность чисто мифологического уровня изложения сближает шумерские памятники с волшебной сказкой. В ранних списках богов из Фары герои Лугальбанда и Гильгамеш приписаны к богам; в более поздних текстах они появляются как боги подземного мира. Между тем в эпосе урукского цикла Гильгамеш, Лугальбанда, Энмеркар, хотя и обладают мифоэпическими и сказочными чертами, выступают как реальные цари — правители Урука. Их имена фигурируют и в так называемом «царском списке», составленном в период III династии Ура, вероятно, около 2100 года до нашей эры (все династии, упомянутые в списке, делятся на «допотопные» и правившие «после потопа», царям, особенно допотопного периода, приписывается мифическое число лет правления: Мескингашеру, основателю династии Урука, «сыну бога солнца», 325 лет, Энмеркару 420 лет, Гильгамешу, который назван сыном демона Лилу, 128 лет). Эпическая и внеэпическая традиция Двуречья имеет, таким образом, единое общее направление — представление об историчности главных мифоэпических героев. Можно допустить, что Лугальбанда и Гильгамеш были обожествлены посмертно, как герои. Иначе обстояло дело с начала староаккадского периода. Первым правителем, объявившим себя еще при жизни «богом-покровителем Аккада», был аккадский царь 23 века до нашей эры Нарам-Суэн; в период III династии Ура культовое почитание правителя достигло апогея. Характерное для многих мифологических систем развитие эпической традиции из мифов о культурных героях на шумерской почве, как правило, не имело места. Характерной актуализацией древних форм (в частности, традиционного мотива путешествия) выглядит и нередко встречающийся в шумерских мифологических текстах мотив путешествия бога к другому, высшему, божеству за благословением (мифы о путешествии Энки к Энлилю после постройки его города, о путешествии лунного бога Нанны в Ниппур к Энлилю, своему божественному отцу, за благословением).
Период III династии Ура, время, от которого дошла большая часть письменных мифологических источников, — это период выработки идеологии царской власти в наиболее законченной в шумерской истории форме. Поскольку миф оставался господствующей и наиболее «организованной» областью общественного сознания, ведущей формой мышления, постольку именно через миф утверждались соответствующие идеи. Поэтому не случайно, что большинство текстов относится к одной группе — ниппурскому канону, составленному жрецами III династии Ура, а основные центры, чаще всего упоминаемые в мифах: Эреду, Урук, Ур, тяготевшие к Ниппуру как традиционному месту общешумерского культа. «Псевдомиф», миф-концепцию (а не традиционную композицию) представляет собой и миф, объясняющий появление в Двуречье семитских племён амореев и дающий этиологию их ассимиляции в обществе, — миф о боге Марту (само имя бога — деификация шумерского названия западносемитских кочевников). Миф, лежащий в основе текста, не разрабатывал древнюю традицию, а был взят из исторической реальности. Но и следы общеисторической концепции - представления об эволюции человечества от дикости к цивилизации (нашедшего отражение — уже на аккадском материале — в истории «дикого человека» Энкиду в аккадском эпосе о Гильгамеше) проступают сквозь «актуальную» концепцию мифа. После падения в конце III тысячелетия до нашей эры под натиском амореев и эламитов III династии Ура почти все правящие династии отдельных городов-государств Двуречья оказались аморейскими. Однако в культуре Двуречья соприкосновение с аморейскими племенами почти не оставило следа...

Энциклопедия мифологии.


_________________
Кабинет Vedma Kassandra

Si vis pacem para bellum
Хочешь мира - готовься к войне

Шумерская мифология. Ee_e_i10

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу  Сообщение [Страница 1 из 1]

Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения