Черт ( в славянской культуре).

В связи с фактическим Двоеверием предков не совсем четким является понятие "нечистой силы", поскольку с принятием официальной христианской веры все древние боги и духи были отнесены в число "нечистых". Вот как об этом пишет Митрополит Иларион: "Христианство в сверхъестественные силы внесло определенную систему. С течением времени во главе всех" злых "сил стал Черт, что теперь стал называться Дьяволом, Сатаной или Демоном, и ему постепенно подчинились все другие силы: обладатели домашние и природы и вредители жизни - все они стали называться бесами, и все они по Христианству перешли в силу злую, нечистую ".
Обидно читать у такого уважаемого исследователя о такой "системе", которую якобы внесло христианство. Каждому добросовестному знатоку нашей мифологии очевидно обратное - христианство до основания разрушило ту четко выстроенную систему, которая существовала в религии наших Предков. Конечно, простой народ никогда не стремился углубляться в сущность христианских догм, но сильное уважение к традициям заставила его не только выполнять все обряды христианской церкви, но и сохранить немало того, что церковь осуждала, и с чем вела постоянную борьбу.
По христианским представлениям, Черт человекоподобное существо, покрытое черной шерстью, с рогами, хвостом и копытами. Образ Черта имеет давнее дохристианское происхождение, но установить, какими стихиями заведовал Черт в дохристианские времена, сейчас уже трудно.
Однако есть два взгляда на этот образ нашей мифологии: Черт как духовная личность и черт как необычный одаренный человек. Еще в XVII в. Украинцы представляли его несколько иначе, чем мы привыкли сейчас: "Кудес, Кудесник - черт или чаровник" - писал Павел Беринда о Черте в своем "Лексикон ...» (1627). Итак, есть три синонима, к которым, наверное, можем добавить другие, если не идентичные, то близкие по функциям: колдун, ведун, колдун, чародей и тому подобное. Славяне, как известно, без особых мук совести достаточно часто обращались к услугам фокусника, не видя в том большого греха.
Вероятно, уже под влиянием церкви выработались представления о том, что Черт якобы за услуги отбирает у человека душу. Его же самого часто убивает молния, поэтому во время молнии он прячется за деревья, дома, человека. Из этого представления видно, что Черт смертный, как и человек. Итак, такого Черта трудно отнести к духам или Богам. Известно, что людей, наделенных какими-то особыми качествами, часто называли "чертями". В древности это могли быть знатоки письмен, чар, которые читали и гадали по "чертам и саморезам".
В Украине во времена казачества такими "чертовскими" чертами наделяли характерников - особенно удачливых казаков, которые в чрезвычайно трудных, на первый взгляд безвыходных, ситуациях каким-то удивительным образом выходили победителями. Такое мастерство принимали за характерные "чары". И сейчас о таких ловкачах в украинских селах говорят: "Вот, черт!"
Существует и другая фигура Черта. В духовном смысле он близок к Чернобогу (Богу Ночи) и в этом проявляется его теистические черты. Иногда образ Дьявола в сказках можно сравнить с Велесом (например литовский Велняс - Черт) - охранником сокровищ, непревзойденным мастером преобразования (метаморфоз, изменения внешности и т.п.), а также покровителем талантов. Черт как духовная фигура близок и к Домовому, ибо оба находятся на грани мира Яви, могут переходить за эту границу ( "за черту"), чтобы помочь человеку. Как к первым, так и ко вторым Чертам обращались в случае необходимости. Пользуясь умением таких Чертов, люди могли просить помощи у колдунов, кудесников, знахарей, или обращаться собственными молитвами к Черту. Такие молитвы известны: при заходе в реку; как-то потеряют; прячут или находят деньги; когда женщина хочет, чтобы Черт привел мужа домой и тому подобное. Например, представление о том, что Черт живет в воде, делая ее очень холодной, вызвало такую молитву-заговор: "Черт, Черток, не ломает костей, ты - из воды, а я - в воду!"
Образ Дьявола в славянской мифологии подробно описан в основном под христианским углом зрения, так и сейчас еще остается чуть-исследованным. Но помним, что "не так страшен черт, как его малюют!" - И в этом есть большая мудрость народа и его большая тайна.
"Українське народознавство".
Галина Лозко.